Разрезные плиты для крепления откосов
1. Область применения
1.1 . Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна сборными разрезными железобетонными плитами размерами 3,0 ´ 2,5 м толщиной 0,15 (0,20) м.
1.2 . Картой предусматривается укрепление откосов крутизной не более 1 : 2 постоянно и периодически подтопляемых насыпей, подверженных действию ветровых волн высотой до 1,5 м.
1.3 . В состав работ входят:
устройство траншеи в основании насыпи под рисберму экскаватором;
доработка траншеи вручную;
устройство песчаной подготовки по периметру траншеи с подачей материала в траншею экскаватором и окончательным разравниванием его вручную;
устройство щебеночной подготовки по слою песка с подачей материала в траншею экскаватором и окончательным разравниванием его вручную;
устройство сплошного бетонного упора;
устройство каменной упорной призмы с подачей материала в траншею экскаватором и частичной укладкой и сортировкой камня вручную;
устройство песчаной подготовки на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010;
устройство двухслойной щебеночной подготовки на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010;
укрепление откосов железобетонными плитами.
1.4 . Для защиты выпусков арматуры и шарнирных хомутов от коррозии и действия агрессивных вод на них наносится каменноугольный лак марки «Морской».
2. Организация и технология производства работ
2.1 . До начала производства работ по укреплению откосов необходимо:
произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-89 «Автомобильные дороги»;
выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки железобетонных плит и устройство рисбермы в соответствии с проектом.
2.2 . Щебень и песок доставляют на объект строительства автомобилями-самосвалами и выгружают на обочину земляного полотна в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя (обратного фильтра) заданной толщины, с учетом коэффициента уплотнения (для щебня — 1,3, для песка — 1,1).
2.3 . Железобетонные плиты изготавливают на базах ЖБК, грузят краном на автомобили, оборудованные для транспортировки плит размерами 3 ´ 2,5 м, и доставляют на объект строительства.
Для обеспечения непрерывного производства работ на объекте должен быть запас железобетонных плит на две-три сменные захватки.
2.4 . Работы по укреплению откосов земляного полотна разрезными железобетонными плитами ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на пяти захватках (рисунок).
2.5 . Численность комплексной бригады 15 чел.:
Машинист экскаватора 6 разр. 1
Помощник машиниста 5 разр. 1
Машинист автокрана 5 разр. 1
» экскаватора 5 разр. 1
Мостовщик 4 разр. 2
Дорожный рабочий 4 разр. 1
Бетонщик 3 разр. 1
Землекоп 3 разр. 1
2.6 . На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
рытье траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621;
доработка траншеи вручную.
Рытье траншеи предусматривается экскаватором ЭО-2621, оборудованным обратной лопатой (вместимость ковша 0,25 м 3 ), навымет с последующей планировкой вынутого грунта бульдозером. В состав звена бульдозер не входит и привлекается к работе периодически.
Схема организации и производства работ.
Операции, выполняемые на захватках:
1- я захватк а — устройство траншеи в основании насыпи под рисберму экскаватором I; зачистка траншеи вручную;
2- я захватк а — устройство песчаной подготовки; уплотнение песчаной подготовки; устройство щебеночной подготовки; уплотнение щебеночной подготовки;
3- я захватк а — установка и снятие опалубки; 8 — устройство сплошного бетонного упора; устройство каменной упорной призмы;
4- я захватк а — разравнивание песка землеройно-планировочной машиной II; уплотнение песка пневмотрамбовкой; разравнивание мелкого щебня землеройно-планировочной машиной II; уплотнение щебня пневмотрамбовкой; разравнивание крупного щебня землеройно-планировочной машиной II; уплотнение крупного щебня пневмотрамбовкой;
5- я захватк а — укрепление откосов железобетонными плитами с помощью автокрана III. Стрелкой указано направление потока.
Траншею прокладывают вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам до проектной отметки.
Вслед за работой экскаватора зачищают дно траншеи вручную и доводят ее геометрические размеры до проектных.
2.7 . На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
устройство песчаной подготовки (толщина слоя 10 см) под рисберму с подачей материала в траншею экскаватором ЭО-2621 и окончательным разравниванием его по периметру траншеи вручную.
устройство щебеночной подготовки (толщина слоя 15 см) под рисберму с подачей материала экскаватором ЭО-2621 и разравниванием его по откосам и дну траншеи вручную.
Песчаная подготовка устраивается по зачищенному и спланированному дну и стенкам траншеи. Песок, доставляемый автомобилями-самосвалами, выгружают в траншею, разравнивают вручную, и уплотняют пневмотрамбовкой ТР-4.
Уплотнение песчаной подготовки на откосах траншеи выполняют снизу вверх, дно траншеи — от краев к середине. При каждом последующем ударе трамбовки должна захватываться часть уже уплотненной площади.
Щебеночная подготовка устраивается по слою песчаной.
2.8 . На третьей захватке выполняются работы по устройству бетонного упора и каменной призмы.
Опалубку под бетонный упор устраивают из готовых щитов.
Бетонную смесь (гидротехнический бетон класса В15) доставляют на объект строительства автомобилями-самосвалами ЗПЛ-ММЗ-555 и выгружают у края траншеи на деревянный настил.
Подготовленную опалубку заполняют бетонной смесью и уплотняют глубинным вибратором И-116.
Камень для устройства каменной призмы доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают у края траншеи. Экскаватором ЭО-2621 его подают для укладки в траншею. Марка камня по прочности должна быть не ниже 300. Средний размер камня — 20 . 25 см.
В верхней части рисбермы укладывают крупные камни. Пустоты между камнями нижних рядов заполняют мелким камнем и засыпают каменной мелочью.
Сменная производительность звена при устройстве рисбермы 50 . 55 м.
Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м рисбермы приведена в табл. 1.
2.9 . На четвертой захватке выполняются следующие технологические операции:
перекидка песка с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;
разравнивание крупнозернистого песка слоем толщиной 10 см землеройно-планировочной машиной Э-4010;
уплотнение песчаного слоя пневмотрамбовкой ТР-4;
перекидка мелкого гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;
разравнивание мелкого гравия или щебня слоем толщиной 10 см землеройно-планировочной машиной Э-4010;
уплотнение мелкого гравия или щебня пневмотрамбовкой ТР-4;
перекидка крупного гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;
разравнивание крупного гравия или щебня землеройно-планировочной машиной Э-4010;
уплотнение крупного гравия или щебня пневмотрамбовкой ТР-4.
Песок для устройства подготовки завозят автомобилями-самосвалами и выгружают на обочину земляного полотна. Ковшом землеройно-планировочной машины (вместимость 0,4 м 3 ) он подается на откос насыпи. Окончательное распределение и планировку песка выполняют скребком землеройно-планировочной машины.
Планировка песка землеройно-планировочной машиной осуществляется с верхней стоянки. Если вылет стрелы недостаточен для планировки песка по всей ширине откоса, то песок надвигается скребком землеройно-планировочной машины на середину откоса и затем планируется с нижней стоянки. После планировки откоса с одной стоянки землеройно-планировочной машины ее перемещают по фронту работ на 2,3 м и процесс продолжают, перекрывая ранее спланированную полосу на 10 . 20 см.
Уплотняют слой крупнозернистого песка пневмотрамбовкой ТР-4.
Конструктивные слои обратного фильтра из гравия или щебня (нижний слой толщиной 10 см — из мелкого гравия или щебня, верхний слой толщиной 15 см — из крупного гравия или щебня) устраивают по аналогичной технологии вслед за подстилающим слоем из песка.
2.10 . На пятой захватке выполняются следующие технологические операции:
укрепление откоса железобетонными плитами;
соединение плит шарнирными хомутами с загибанием крюков;
нанесение каменноугольного лака марки «Морской» на шарнирные хомуты и выпуски арматуры плит.
Железобетонные плиты разгружают автокраном КС-6362 и укладывают в штабель на обочине.
При монтаже плиты размещают на откосе короткой стороной параллельно урезу воды. Укладывают плиты снизу вверх.
Разрезные плиты для крепления откосов
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ РАЗРЕЗНЫМИ ПЛИТАМИ
I. Область применения
Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна сборными разрезными железобетонными плитами размерами 3,0х2,5 м толщиной 0,15 (0,20) м.
Картой предусматривается укрепление откосов крутизной не более 1:2 постоянно и периодически подтопляемых насыпей, подверженных действию ветровых волн высотой до 1,5 м.
В состав работ входят:
— устройство траншеи в основании насыпи под рисберму экскаватором;
— доработка траншеи вручную;
— устройство песчаной подготовки по периметру траншеи с подачей материала в траншею экскаватором и окончательным разравниванием его вручную;
— устройство щебеночной подготовки по слою песка с подачей материала в траншею экскаватором и окончательным разравниванием его вручную;
— устройство сплошного бетонного упора;
— устройство каменной упорной призмы с подачей материала в траншею экскаватором и частичной укладкой и сортировкой камня вручную;
— устройство песчаной подготовки на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010;
— устройство двухслойной щебеночной подготовки на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010;
— укрепление откосов железобетонными плитами.
Для защиты выпусков арматуры и шарнирных хомутов от коррозии и действия агрессивных вод на них наносится каменноугольный лак марки "Морской".
II. Организация и технология производства работ
До начала производства работ по укреплению откосов необходимо:
— произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и СНиП "Автомобильные дороги";
— выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки железобетонных плит и устройство рисбермы в соответствии с проектом.
Щебень и песок доставляют на объект строительства автомобилями-самосвалами и выгружают на обочину земляного полотна в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя (обратного фильтра) заданной толщины, с учетом коэффициента уплотнения (для щебня — 1,3, для песка — 1,1).
Железобетонные плиты изготавливают на базах ЖБК, грузят краном на автомобили, оборудованные для транспортировки плит размерами 3х2,5 м, и доставляют на объект строительства.
Для обеспечения непрерывного производства работ на объекте должен быть запас железобетонных плит на две-три сменные захватки.
Работы по укреплению откосов земляного полотна разрезными железобетонными плитами ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на пяти захватках (рисунок).
Рис. 1. Схема организации и производства работ
Операции, выполняемые на захватках:
1-я захватка — устройство траншеи в основании насыпи под рисберму экскаватором /; зачистка траншеи вручную;
2-я захватка — устройство песчаной подготовки; уплотнение песчаной подготовки; устройство щебеночной подготовки; уплотнение щебеночной подготовки;
3-я захватка — установка и снятие опалубки; устройство сплошного бетонного упора; устройство каменной упорной призмы;
4-я захватка — разравнивание песка землеройно-планировочной машиной II;уплотнение песка пневмотрамбовкой; разравнивание мелкого щебня землеройно-планировочной машиной //; уплотнение щебня пневмотрамбовкой; разравнивание крупного щебня землеройно-планировочной машиной //; уплотнение крупного щебня пневмотрамбовкой;
5-я захватка — укрепление откосов железобетонными плитами с помощью автокрана III.
Стрелкой указано направление потока.
Численность комплексной бригады 15 чел.:
Машинист экскаватора 6 разр. — 1;
Помощник машиниста 5 разр. — 1;
Машинист автокрана 5 разр. — 1;
Машинист экскаватора 5 разр. — 1;
Мостовщик 4 разр. — 2;
Мостовщик 3 разр. — 2;
Дорожный рабочий 4 разр. — 1;
Дорожный рабочий 2 разр. — 2;
Дорожный рабочий 1 разр. — 1;
Бетонщик 3 разр. — 1;
Бетонщик 2 разр. — 1;
Землекоп 3 разр. — 1.
На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
— рытье траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621;
— доработка траншеи вручную.
Рытье траншеи предусматривается экскаватором ЭО-2621, оборудованным обратной лопатой (вместимость ковша 0,25 м), навымет с последующей планировкой вынутого грунта бульдозером. В состав звена бульдозер не входит и привлекается к работе периодически.
Траншею прокладывают вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам до проектной отметки.
Вслед за работой экскаватора зачищают дно траншеи вручную и доводят ее геометрические размеры до проектных.
На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
— устройство песчаной подготовки (толщина слоя 10 см) под рисберму с подачей материала в траншею экскаватором ЭО-2621 и окончательным разравниванием его по периметру траншеи вручную;
— устройство щебеночной подготовки (толщина слоя 15 см) под рисберму с подачей материала экскаватором ЭО-2621 и разравниванием его по откосам и дну траншеи вручную.
Песчаная подготовка устраивается по зачищенному и спланированному дну и стенкам траншеи. Песок, доставляемый автомобилями-самосвалами, выгружают в траншею, разравнивают вручную и уплотняют пневмотрамбовкой ТР-4.
Уплотнение песчаной подготовки на откосах траншеи выполняют снизу вверх, дно траншеи — от краев к середине. При каждом последующем ударе трамбовки должна захватываться часть уже уплотненной площади.
Щебеночная подготовка устраивается по слою песчаной.
На третьей захватке выполняются работы по устройству бетонного упора и каменной призмы.
Опалубку под бетонный упор устраивают из готовых щитов.
Бетонную смесь (гидротехнический бетон класса В15) доставляют на объект строительства автомобилями-самосвалами ЗИЛ-ММЗ-555 и выгружают у края траншеи на деревянный настил.
Подготовленную опалубку заполняют бетонной смесью и уплотняют глубинным вибратором И-116.
Камень для устройства каменной призмы доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают у края траншеи. Экскаватором ЭО-2621 его подают для укладки в траншею. Марка камня по прочности должна быть не ниже 300. Средний размер камня — 20-25 см.
В верхней части рисбермы укладывают крупные камни. Пустоты между камнями нижних рядов заполняют мелким камнем и засыпают каменной мелочью.
Сменная производительность звена при устройстве рисбермы 50-55 м.
Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м рисбермы приведена в табл. 1, 2, 3, 4.
На четвертой захватке выполняются следующие технологические операции:
— перекидка песка с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;
— разравнивание крупнозернистого песка слоем толщиной 10 см землеройно-планировочной машиной Э-4010;
— уплотнение песчаного слоя пневмотрамбовкой ТР-4;
— перекидка мелкого гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;
— разравнивание мелкого гравия или щебня слоем толщиной 10 см землеройно-планировочной машиной Э-4010;
— уплотнение мелкого гравия или щебня пневмотрамбовкой ТР-4;
— перекидка крупного гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;
— разравнивание крупного гравия или щебня землеройно-планировочной машиной Э-4010;
— уплотнение крупного гравия или щебня пневмотрамбовкой ТР-4.
Песок для устройства подготовки завозят автомобилями-самосвалами и выгружают на обочину земляного полотна. Ковшом землеройно-планировочной машины (вместимость 0,4 м) он подается на откос насыпи. Окончательное распределение и планировку песка выполняют скребком землеройно-планировочной машины.
Планировка песка землеройно-планировочной машиной осуществляется с верхней стоянки. Если вылет стрелы недостаточен для планировки песка по всей ширине откоса, то песок надвигается скребком землеройно-планировочной машины на середину откоса и затем планируется с нижней стоянки. После планировки откоса с одной стоянки землеройно-планировочной машины ее перемещают по фронту работ на 2,3 м и процесс продолжают, перекрывая ранее спланированную полосу на 10-20 см.
Уплотняют слой крупнозернистого песка пневмотрамбовкой ТР-4.
Конструктивные слои обратного фильтра из гравия или щебня (нижний слой толщиной 10 см — из мелкого гравия или щебня, верхний слой толщиной 15 см — из крупного гравия или щебня) устраивают по аналогичной технологии вслед за подстилающим слоем из песка.
На пятой захватке выполняются следующие технологические операции:
— укрепление откоса железобетонными плитами;
— соединение плит шарнирными хомутами с загибанием крюков;
— нанесение каменноугольного лака марки "Морской" на шарнирные хомуты и выпуски арматуры плит.
Железобетонные плиты разгружают автокраном КС-6362 и укладывают в штабель на обочине.
При монтаже плиты размещают на откосе короткой стороной параллельно урезу воды. Укладывают плиты снизу вверх.
Перед укладкой плиты рейкой проверяют ровность поверхности основания. В случае необходимости выравнивают верхний подстилающий слой, подсыпая материал под плиту или выгребая лишний из-под нее.
При укладке плит на откосе необходимо добиваться плотного примыкания их смежных граней. Максимально допустимый зазор между плитами в плане — 1 см.
Соединение плит шарнирное: металлические хомуты (по одному на каждой стороне плиты) надевают на крюки плиты, которые затем загибают.
Выпуски арматуры и шарнирные хомуты после укладки плит на откос покрывают каменноугольным лаком марки "Морской".
Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м подстилающего слоя и монтаж железобетонных плит приведена в табл. 1, 2, 3, 4.
При операционном контроле качества работ по укреплению откосов земляного полотна следует проверять:
— положение траншеи в плане;
— размеры траншеи по глубине и ширине;
— качество устройства слоев подготовки в траншее;
— правильность установки опалубки для бетонного упора;
— качество устройства бетонного упора и каменной призмы;
— толщину слоев песчаной и щебеночной подготовок под бетонные плиты;
— степень уплотнения подстилающих слоев из песка и щебня (гравия), правильность укладки бетонных плит и соблюдение нормативных допусков при их монтаже;
— надежность крепления плит в шарнирных соединениях,
Качество выполнения работ контролируют согласно табл.5.
III. Технико-экономические показатели
На устройство 100 м пог. длины рисбермы:
Затраты труда — 20,4 чел. — дня;
Потребность в машинах — 1,86маш. — смены;
Выработка на одного рабочего — 8,33 м.
На 100 м укрепленного откоса:
Затраты труда — 6,3 чел. — дня;
Потребность в машинах — 0,86 маш. — смены;
Выработка на одного рабочего — 11,11 м.
IV. Материально-технические ресурсы
Потребность в материалах определена расчетом согласно "Альбому конструкций креплений откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог общей сети" и составляет:
— для устройства рисбермы глубиной 1 м —
Мелкий гравий или щебень — 27 м;
Песок крупный — 23 м;
Бетон класса В15 — 55 м.
— для укрепления 100 м откоса плитами толщиной 15 (20) см —
Бетон — 14,7(19,7) м;
Арматура — 952(1068) кг;
Лак каменноугольный "Морской" — 0,5 кг;
Крупный гравий или щебень — 15 м;
Мелкий гравий или щебень — 10 м;
Крупнозернистый песок — 10 м.
Потребность механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета оптимальной их загрузки:
Машина универсальная землеройно-планировочная Э-4010 — 1;
Кран автомобильный КС-6362 — 1;
Экскаватор ЭО-2621 — 1;
Вибратор глубинный с гибким валом И-116 — 1;
Трамбовка пневматическая ТР-4 — 1.
V. Техника безопасности
При производстве работ по укреплению откосов разрезными железобетонными плитами необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах "Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог", СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002, (гл.5. Земляные работы).
Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.
Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.
Плиты укрепления откосов
Плиты укрепления откосов в России и СНГ от производителя
Компания «Технология» предлагает купить плиты укрепления откосов – еще один вид ЖБИ изделий для использования в дорожном строительстве. Гарантия качества на бетонные плиты откоса по ГОСТ 3.503.9-78, низкие цены на плиты укрепления откосов с доставкой по России и странам СНГ.
Применение плит укрепления откосов в строительстве
Эти плиты применяются при формировании насыпей и поверхностей, находящихся выше расчетного уровня затопления паводковых вод. При установке плит укрепления откосов необходимые участки разбивают на так называемые «карты», в которые и укладываются плиты укрепления. Размер «карт» индивидуален и зависит от поставленных задач и особенностей местности, но, в любом случае, находится в рамках диапазона 1-3 квадратных метра.
Для надежности закрепления плиты содержат арматурные выпуски, с помощью которых и крепятся друг к другу. В момент укладки плиты укрепления откосов соединяют между собой с помощью проволоки, которую пропускают через арматурные выпуски.
С учетом небольшого веса плиты укрепления, монтаж таких плит может проводиться без использования грузоподъемной техники. Основание для плит укрепления откосов выкладывается из щебня, а непосредственно перед укладкой плит необходимо залить слой бетона толщиной не более трех сантиметров.
В случае правильной установки укрепление откосов бетонными плитами даст крепкую структуру, способную выдерживать достаточно большие нагрузки и уберечь насыпи от разрушения на протяжении десятков лет. Конечно, такие результаты достижимы только при использовании плит укрепления откосов, соответствующих всем требованиям ГОСТ.
Производство плит укрепления откосов ГОСТ 3.503.9-78
Компания «Технология» производит плиты укрепления откосов в соответствии со всеми требованиями стандарта ГОСТ 3.503.9-78 методом литья и вибропрессования. Характеристики бетона для плит укрепления зависят от условия использования и предназначения. Так например, для плиты П1 используется тяжелый бетон В20 марки М250, водонепроницаемость W6 и морозостойкость F-200. Размеры плит укрепления также имеют несколько вариантов в зависимости от применения — смотрите таблицу характеристик изделий.
На всех этапах производства специалисты компании «Технология» проводят работы по контролю качества изделий, поэтому если Вы решили купить плиты укрепления откосов – можете быть уверены в полном соответствии всем заявленным параметрам.
Плиты укрепления откосов — купить в компании «Технология»
Собственное производство позволяет компании «Технология» устанавливать конкурентно низкие цены на плиты укрепления откосов, а качество бетонных плит позволит служить им десятки лет до запланированной замены. Множество строительных объектов в России и СНГ уже получили плиты укрепления откосов и другие изделия для дорожного строительства по самой выгодной стоимости — если вам нужны плиты укрпления мы вам поможем.
Получить консультацию, уточнить цену плиты укрепления откосов необходимого размера, осуществить заказ и поставку можно по телефонам +7 (495) 789-39-23 (Москва) или +7 (4872) 71-11-73 (Тула).
Научная электронная библиотека
Для защиты береговой полосы водоемов и водотоков, а также причалов и других ГТС в портах и на береговых лесных складах от воздействия течения, волн, льда и других природных факторов возводятся берегоукрепительные сооружения.
Многообразие искусственных мер, применяемых для защиты берегов, может быть сведено к двум принципиально различным методам – активному и пассивному. Берегоукрепительные сооружения, способные удерживать и накапливать наносы за счет изменения гидравлической структуры потока, относятся к активным, или наносоудерживающим. Это берегоукрепительные шпоры, буны, подводные волноломы с траверсами и некоторые другие [17].
Сооружения в виде защитных покрытий, основной функцией которых является непосредственное ограждение берегов от разрушающего действия волн и течения, называют пассивными или волнозащитными.
Берегоукрепительные сооружения бывают трех типов: тяжелые, легкие и в виде вертикальной стенки. К тяжелому типу относятся сооружения из бетонных и железобетонных плит, асфальтовых покрытий, каменной наброски и др. Берегоукрепительные сооружения легкого типа строят в виде гравийной, щебеночной или песчаной отсыпки, фашинного и хворостяного покрытий, посадок различных растений.
Одним из наиболее распространенных способов крепления береговых откосов является каменная наброска. Обычно для этих целей применяется рваный камень средних размеров (от 15 до 70 см), так как применение мелкого камня не обеспечивает устойчивости откоса, а камни крупных размеров образуют большие щели, нарушающие целостность откоса. Крепление из каменной наброски (рис. 4.1) состоит из обратного фильтра или дренирующего слоя из песка, щебня и гравия, на котором располагается слой камня. Каменная наброска обычно опирается на упорную призму, назначение которой состоит в предотвращении оползания камней и вымывания грунта. Обычно крепление каменной наброской применяется при следующих условиях: высота подводного откоса от 2 до 8 м; расчетная высота судовой волны – до 1 м, ветровой волны от 0,7 до 2 м; грунты, слагающие откос, песчаные и глинистые; толщина льда – до 1 м.
Иногда для защиты откосов применяют ящики и клетки из различных материалов, а также мешки из проволочной сетки, называемые габионами, которые заполняют камнем. Габионы имеют размеры: длина – 1,5–2 м, ширина – 1/3 длины и высота 1/8–1/10 длины. Укладываются на откос габионы длинной стороной параллельно урезу. Достоинство габионной кладки состоит в том, что, обладая гибкостью, такой вид берегоукрепления не разрушается при неравномерных осадках грунта, хорошо удерживает грунт от вымывания и свободно пропускает воду. На морях и водохранилищах для защиты берега применяется наброска из фасонных блоков: диподов и тетраподов. Такие блоки обладают хорошей волногасящей способностью и устойчивостью, их рекомендуется применять
при высоте волн свыше 2 м.
Для крепления откосов часто применяют железобетонные и асфальтовые плиты.
Рис. 4.1 – Варианты берегоукрепления из каменной наброски:
а – в виде каменной призмы; б – в виде слоя камня:
1 – крепление дна щебнем или гравием; 2 – наброска камня; 3 – упор;
4 – покрытие надводного откоса; 5 – подсыпка откоса песчаным грунтом;
6 и 7 – подсыпка в основании наброска; 8 – каменная наброска;
9 – граница основного крепления; 10 – облегченное крепление
На рис. 4.2 представлена схема крепления откосов сборными железобетонными разрезными плитами. Для такого вида крепления применяются плиты различных размеров и форм: прямоугольные, шестиугольные, ребристые, сплошные и с отверстиями. Плиты 1 укладываются на трехслойный обратный фильтр, нижний слой которого толщиной 10 см состоит из крупнозернистого песка 4, средний (также 10-сантиметровый слой) – из мелкого щебня или гравия 3, а верхний слой толщиной 15 см – из крупного щебня 2.
Между собой плиты скрепляют шарнирными хомутами или сваркой выпусков арматуры. В качестве опоры для плитного берегоукрепления служит каменная призма или железобетонная упорная плита. Такой вид крепления применяют при высоте волн до 1,5 м и толщиной льда до 0,6 м.
Сравнительно простой вид крепления берегов представляют собой асфальтобетонные покрытия, отличающиеся отсутствием обратного фильтра, невысокой стоимостью и простотой ремонта. Такие покрытия бывают монолитными и сборными. Монолитные асфальтобетонные покрытия наносят на заранее спланированный и уплотненный откос. Сборные асфальтовые покрытия в виде армированных плит укладываются на надводном откосе, после чего производят сварку арматурных выпусков и заполнение швов между плитами горячим битумом. На подводные откосы асфальтовые плиты укладывают внахлестку.
Берегоукрепление из хвороста обладает гибкостью и благодаря этому хорошо сохраняется при деформации основания. Наиболее простая конструкция – хворостяная выстилка, состоящая из нескольких слоев хвороста (рис. 4.3). Поверх каждого слоя укладываются прутяные канаты, закрепленные при помощи забитых в грунт ивовых кольев. Для предотвращения всплытия хворостяной выстилки ее перегружают камнями.
Рис. 4.2 – Схема крепления откосов сборными железобетонными разрезными плитами:
1 – сборная железобетонная плита; 2 – крупный щебень; 3 – мелкий щебень или гравий;
4 – крупнозернистый песок; 5 – каменная призма; 6 – шарнирный хомут
Для укрепления берегов часто используют хворостяные тюфяки и камышитовые ковры. Хворостяной тюфяк представляет собой эластичную конструкцию, состоящую из рассыпанного хвороста, уложенного двумя перекрещивающимися слоями и стянутого двумя сетками из хворостяных канатов или из проволоки.
Камышитовый ковер состоит из камышитовых полотен, на которые укладывают камышитовые фашины (фашинами называют пучок камыша или хвороста, перевязанный в двух или трех местах проволокой или вицами). Полотна вместе с фашинами размещают на каркасе из сварной арматурной сетки.
В некоторых случаях дорогостоящие типы берегоукрепления могут быть заменены посадкой растительности на откосе. Прорастающая корневая система кустарников, а также их ветви и листья защищают береговые откосы от воздействия волн и течений. Благодаря растительности на береговом откосе увеличивается шероховатость русла, что приводит к уменьшению скорости течения на примыкающих к берегу участках и смягчает удары льдин.
Берегоукрепление посевом трав и одерновкой применяют на надводных откосах, затапливаемых только в паводок. Такой вид укрепления защищает береговые откосы от размыва дождевыми водами и ветровой эрозии [6].
Рис. 4.3. Укрепление откосов хворостяной выстилкой:
1 – тюфяк с загрузкой камнем в плетневых клетках; 2 – выстилка;
3 – загрузка камнем; 4 – колья
Перспективной следует считать защиту берегов пологими песчаными намывными пляжами с переменным уклоном. При этом рекомендуются следующие коэффициенты заложения откосов:
– ниже меженных уровней – 2,5–4,0;
– от меженных до максимальных весеннего половодья – 7–20;
– от максимальных половодья до уровня наката волны – 4–10;
– до сопряжения с берегом 1,5–2,5.
Берегозащитные сооружения в виде тонкой стенки представляют собой сваи или шпунт, забитые в ряд плотно друг к другу. Для предотвращения опрокидывания стенки ее часто укрепляют анкерными связями, устанавливаемыми через 3–4 м друг от друга.
Рис. 4.4. Вариант конструкции берегоукрепления в виде вертикальной стенки:
1 – железобетонный шпунт; 2 – шапочный брус; 3 – каменное покрытие; 4 и 7 – подсыпка
из песка;5 и 6 – поверхности откосов из песчаного и глинистого грунта; 8 – проектное дно;
9 – средний строительный уровень; 10 – уровень забивки стенки
Для защиты берегов в настоящее время применяют вертикальные стенки из незаанкерованного или заанкерованного железобетонного шпунта. Конструкция берегоукрепления в виде вертикальной стенки из незаанкерованного шпунта таврового сечения (рис. 4.4), разработанная институтом «Гипроречтранс», рекомендована для грунтов, допускающих забивку шпунта при высоте подводного крепления до 3,5 м и высоте волны от 0,7 до 2,0 м.