Don-stroitel.ru

Все о ремонте
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поезд пущен под откос

Разговор с дедом

Во время войны наши умудрялись пускать под откос поезда без взрывчатки

Партизаны не оставляли врага в покое ни одного дня

Моему деду Андрею на днях стукнуло 93 года. Он последний живой фронтовик из всего нашего семейства по всем отцовским и материнским линиям. Живёт себе в своём доме, поросят держит, земли три сотки, да ещё дрова не прочь поколоть. И попробуй ему помощь предложи, как заорёт: «Чего я вам немощный какой?!» Усадил меня недавно в кресло, а сам у стола капусту шинкует да разные истории из жизни рассказывает. То как он в колхозе работал, а то про свои любовные похождения. И ни одной военной истории.

– А правда, дед Андрей, ты ведь партизанил, неужели вспомнить нечего?
– А чего вспоминать? – говорит. – Разве что как поезда под откос пускали?

– Вот это да, – говорю, – нечего ему вспомнить! А ну выкладывай, дорогой ты мой партизанчик, как вы там взрывчатку к рельсам крепили.
– А зачем её к рельсам крепить? – удивляется дед.

– Как зачем, ты же сам говоришь, поезда под откос пускали?
– Никой взрывчатки, внучек, не надо было, – рассказывает дед. – Достаточно банки с древесной смолой. Взрывчатку не всегда достанешь, и шуму от неё на несколько километров. Мы воевали в сосновых лесах, недалеко от украинского города Купянска. А там на хвойных деревьях столько смолы! И сапоги ею клеили, и деревянные бруски крепили, и так по другой хозяйственной надобности применяли. Я как-то вспомнил рассказ отца, прадеда твоего. Он до войны на «железке» работал. У них чуть паровоз с рельсов не сошёл из-за того, что местная ребятня смолой древесной пути у станции измазала. Вот это идея, думаю. Сказал командиру, тот одобрил, и как только от связника поступила информация, что мимо нас вражеский поезд с продуктами в оккупированный Купянск пойдёт, мы эту тему, как нынче молодёжь говорит, раскачали. Намазали смолой метров двадцать рельсов и рядом в сосняке засели.

Дедовская идея сработала. Фашистский поезд, налетев на древесную смолу, заскрипел и ушёл под откос. Без шума, только ветки, на которые свалились паровоз с вагонами, захрустели.
– Я потом понял её губительную силу, – продолжает дед Андрей. – Смола же сосновая связывает хоть дерево, хоть железо лучше нынешнего «Момента». А резкие тормоза, сам понимаешь, хоть любого перевернут с ног на голову. Так вот, из тех вагонов такой разносол посыпался: тушёнка, макароны, гречка, сахар, чай, мука и даже повидло со сгущёнкой в жестяных банках. Начали мы всё это по мешкам собирать да к землянке перетаскивать. И вот когда уже последние крохи собирали, слышу хруст за спиной. Оборачиваюсь, а там двое немцев в воронке песочной. Да не мужики, а пацаны, лет по 18 им – не больше. Тощие, как спички, испуганные. В руках – банки со сгущённым молоком, и морды от него все белые. Видать, дырки в банках пробили и пьют его. Меня увидели, скукожились, наверное, думали, что убивать буду. Да в рёв. Ну дети детьми. И язык их фашистами не повернулся назвать. Когда мы их в отряд привели, оказалось, что один мало-мальски на украинском лепечет. Сам, оказывается, во Львове родился, потом в Польшу переехали, а оттуда – в Германию. Так и стал солдатом рейха.

Оказалось, что немцам тем самим надоело под гитлеровским флагом ходить.
– Як бы вы знали, пани, як нашего злыдня клянуть, – рассказывал пленный командиру партизанского отряда. Смысл фразы был в том, что немало простых немецких вояк Гитлера ненавидели вместе с его войной. И даже шептались, что не прочь зачехлить свои автоматы и вернуться к родным в Германию.

Читайте так же:
Чем шпаклевать пенопласт на улице

– Словом, оставили мы этих горе-фашистов у себя в отряде и не пожалели. Они с нами другие поезда подрывали. Генрих и Рудди пацанов звали. Генрих такой борщ из крапивы и лопухов нам варил, что пальчики оближешь. Нам ведь тех продуктов хватило почти на год. А Рудди вообще сотворил нечто. Отпустите меня, говорит в Купянск на пару дней, там, мол, мои сослуживцы, что склад охраняют с боеприпасами, с голоду пухнут. Я их к нам в отряд переманю. Мы, понятное дело, в штыки, мало ли, а командир Николай Васильевич – чекист бывший, поверил ему и отпустил. Нас-то всего из 64 чуть больше тридцати в отряде осталось. Остальных побило, как речку Северный Торез переходили да на засаду наткнулись.

– А чего они там эти немцы с голоду-то пухли, если продукты эшелонами возили? – удивился я.
– Да это командирам да генералам возили, простым думаешь? – спорит дед. – Рудди рассказывал, их всякой дрянью кормили. Выдавали на день тарелку бульона, как он выражался, небесно-ядовитого цвета, хлеба краюшку и одно яйцо.

– Ну и чем дело-то кончилось, дедуля? Они же вас могли попросту сдать.
– Два дня, пока их не было, как на иголках сидели. Но пацаны своё слово сдержали, привели-таки пятерых сослуживцев, таких же тощих, как сами. Накормили мы их, переодели. Они нам на месяц все передвижения фашистов по Харьковской области рассказали.

– Словом, отработали немцы харчи партизанские?
– Отработали, – улыбается дед. – С лихвой отработали.

За разговором дед Андрей нашинковал капусты полную 12-литровую кастрюлю, сел на табуретку закурил свою любимую беломорину.
– Славные были парни, они нам как родные за два года стали.

– А почему ты говоришь, были, может, они и сейчас живы, учитывая их юный возраст во время войны?
– В 44-м, когда мы вышли из леса, немцев наших забрали в комендатуру для дальнейших разбирательств. Скорее всего, после войны их отправили домой, и они живы наверняка.

– Не хочешь найти их, дедуля, а то бы в Германию слетал, баварского хлебнули бы по кружке, за встречу?
– Хотелось бы, да боюсь, они меня не узнают, с одним глазом.

– Это ты уже после землянок на действующем фронте заработал? – Если бы, внучек, на фронте, а то ведь в мирной жизни, уже после войны. Ехал в трамвае по Харькову в 51-м году, а пацаны из рогатки по окнам пуляли. Вот так попал под раздачу.

– Мурашки у меня, дед, по телу пошли, – говорю, – от таких перепадов. – То весело рассказывал, а тут – бах!
– А ты мне тут брось жалость свою выказывать. Я без одного глаза живу уже 60 лет. И если бы мне его не подбили, я бы Веру не встретил свою. Она ведь в госпитале меня выходила, а после и поженились. Да ты капусточку на соль пробуй, а то потом ворчать будете: дед не так солит.
– Нет, дед, и капуста твоя самая лучшая в мире, и папиросы у тебя не дымят, а пахнут, и ты для нас самый весёлый и добрый человек на белом свете.

Партизанский «Левша»: как советский партизан Тенгиз Шавгулидзе придумал «чудо-оружие»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте так же:
Откосы для дверей купе

Тенгиз Шавгулидзе – партизан-изобретатель Великой Отечественной войны.

Тенгиз Шавгулидзе в 1941 году. | Фото: vsr.mil.by.

Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе родом из Кутаиси (Грузия). До войны он работал на железной дороге, получил образование инженера. С 1939 года лейтенант Шавгулидзе служил в железнодорожных войсках. Начало Великой Отечественной войны он встретил в действующей армии, воевал на территории Украины, был ранен и попал в плен.

Летом 1942 года Шавгулидзе бежал из немецкого плена и вступил в партизанский отряд в окрестностях Минска. Благодаря густым лесам, партизаны Беларуси могли активно действовать. Они нанесли огромный ущерб врагу. За годы войны они пустили под откос 11128 военных эшелонов, убили или ранили 500000 солдат врага, уничтожили 18700 автомобилей, 1355 танков и бронемашин, 305 самолетов. А нарушение транспортной связи немецких войск с Германией внесло большой вклад в победу Красной Армии во многих битвах Великой Отечественной войны.

«Клин Шавгулидзе», с помощью которого партизаны пускали поезда под откос. | Фото: vis0tnik.livejournal.com.

Немецкий эшелон, пущенный под откос партизанами. | Фото: livekuban.ru.

Зимой 1942-1943 гг. Тенгиз Шавгулидзе придумал специальное устройство, с помощью которого можно было пускать составы под откос даже без взрывчатки. «Клин Шавгулидзе» устанавливался на рельсы всего за пару минут. Вражеский поезд наезжал на него передними колесами, скользил по косой рейке и уходил с рельс. Чем быстрее при этом ехал поезд, тем большей была катастрофа. Устройство оказалось столь простым и эффективным, что его чертежи распространили по всем партизанским отрядам.

Ремонт оружия в кустарной оружейной мастерской у партизан. | Фото: vsr.mil.by.

Засада советских партизан. Вражеский поезд встречают в подожженном лесу. | Фото: forums.drom.ru.

Из-за нехватки оружия и боеприпасов партизаны имели ограниченные боевые возможности. И снова партизан-изобретатель Тенгиз Шавгулидзе нашел выход. Он научился делать гранаты из обрезков водопроводных труб, самодельной взрывчатки и бикфордова шнура. Их мощность превосходила силу взрыва обычных, заводских изделий. К концу года у партизан в Минской области было уже более 7 тысяч таких гранат, с помощью которых они громили нацистов.

Гранатомет ПРГШ-1, собранный «на коленке» в 1943 году. | Фото: tehnowar.ru.

Следующим, и самым эффективным изобретением Шавгулидзе стал настоящий гранатомет, ПРГШ (партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе). Изобретательный оружейник на обрезанную винтовку Мосина, знаменитую «трехлинейку», привинтил гильзу от снаряда калибра 45 мм. В нее заряжалась граната собственной конструкции. При стрельбе холостым патроном граната пролетала до 300 метров и взрывалась возле врага. Подобная конструкция не нова, но именно Тенгиз Шавгулидзе научился делать такое оружие буквально «на коленке». Оружие массово применялось партизанами в боях и наводило панику среди вражеских солдат, не готовых к такому.

Советские партизаны минируют рельсы. | Фото: defendingrussia.ru.

В условиях недостатка взрывчатки и боеприпасов эффективные изобретения партизанского «Левши» оказали большую помощь партизанам Великой Отечественной войны. За свой вклад в Победу талантливый подпольщик награжден орденами и медалями, а после войны он продолжил работать на железной дороге и в московском метро.

Именем Мао Индийские повстанцы пустили под откос пассажирский поезд

Место аварии поездов в Индии. Фото (c)AFP

28 мая в индийской провинции Западная Бенгалия был пущен под откос пассажирский поезд, в результате чего погибли по меньшей мере 80 человек. Теракт стал очередной вехой в многолетней истории противостояния властей и маоистского подполья, которое уже взяло на себя ответственность за катастрофу на железной дороге.

Около двух часов ночи в пятницу 13 из 24 вагонов пассажирского поезда из Калькутты в Мумбаи, в том числе 10 купейных, сошли с рельсов и опрокинулись на соседнее полотно. По трагическому стечению обстоятельств (вряд ли террористы рассчитали, на какую именно сторону опрокинутся вагоны), по встречному пути ехал товарный поезд. Он прекратил свое движение только после того, как протаранил пять вагонов пассажирского состава.

Точная причина схода поезда на перегоне примерно в ста километрах от Калькутты неизвестна. Согласно одной из версий, под железнодорожным полотном было заложено взрывное устройство. Также в ходе осмотра выяснилось, что с рельс были сняты стыковые накладки, что также могло привести к сходу поезда. Не исключено, что террористы совместили эти два способа для надежности.

Читайте так же:
Как выровнять откос окна

По сообщениям очевидцев, помощь пришла только к пяти утра. Более двухсот человек с различными ранениями выбрались из поезда сами или с помощью спасателей. Погибли, по последним данным, не менее 80 человек, причем из-за сильных повреждений поезда удалось достать далеко не все тела. Не исключено, что число погибших увеличится после того, как спасателям удастся вскрыть смятые после столкновения вагоны и вытащить оставшихся пассажиров. По последним данным, в них заперты около 20 человек.

Об организаторах теракта долго гадать не пришлось. Во-первых, Западная Бенгалия является одним из самых неспокойных регионов в Индии, где ведет обширную деятельность наксалитское повстанческое подполье, придерживающееся маоистской идеологии. Во-вторых, маоисты сами наглядно заявили о своей причастности, раскидав неподалеку от места катастрофы листовки.

В буклетах говорилось, что теракт осуществил Народный комитет против полицейского произвола в отместку за отказ властей вывести войска из района Западный Миднапур и прекратить бесчинства. В целом, причина новой диверсии та же, что и у всех предыдущих громких выступлений маоистов: тотальное несогласие с политикой правящей в Западной Бенгалии Коммунистической партии Индии (марксистской).

Впоследствии с заявлением о своей причастности к теракту выступила и подпольная маоистская Коммунистическая партия Индии, собравшая в 2004 году под своим крылом основные наксалитские группировки.

Нельзя сказать, что выступления маоистов не являются чем-то новым для Индии. Сторонники коммунистических взглядов Мао Цзедуна имеют поддержку среди бедных слоев населения практически по всей стране, а Западная Бенгалия является их родным регионом. Именно в Бенгалии, а точнее в селении Наксальбари, в 1967 году произошло крестьянское восстание, корнями в которое уходят все маоистские повстанческие группировки Индии.

Несмотря на то, что у власти в Западной Бенгалии многие годы находится марксистская Компартия, маоисты не имеют с ней практически ничего общего, и более того — добиваются ее свержения. Маоисты считают, что коммунизм можно установить только насильственным путем через крестьянское восстание, тогда как Компартия Западной Бенгалии держит мировой рекорд по победам коммунистов на демократических выборах.

Долгое время власти штата закрывали глаза на деятельность маоистов, которые организовывали в отдаленных районах Западной Бенгалии тренировочные лагеря и госпитали. Компартия считала, что нет необходимости вступать в противостояние с боевиками, покуда они воюют в других штатах, и в итоге маоисты добились полного контроля над отдельными областями в штате, где собирали налоги с местных жителей и выступали в роли властей.

Подконтрольные маоистам территории носят название «Красный коридор» и охватывает земли не только в Западной Бенгалии, но и в штатах Андхра-Прадеш, Бихар, Чхаттисгарх, Джаркханд, Карнатака, Мадхья-Прадеш, Уттар-Прадеш, Махараштра и Орисса.

Современная стадия конфликта властей и маоистов началась с масштабного наступления на «Красный коридор» в 2009 году. Сперва прошли бои за район Лалгарх в Западной Бенгалии, который маоисты еще в 2008 году отбили у властей штата. Впоследствии, в ноябре 2009 года, началась операция «Зеленая охота», целью которой было снижение влияния маоистов в «Красном коридоре».

Активные действия властей не могли не вызвать соответствующий ответ маоистов, которые никогда не гнушались силовых методов. После ряда терактов в различных регионах Индии, в том числе нападений на полицейских, маоисты предложили властям сесть за стол переговоров, но получили в ответ предложение сперва сложить оружие. На это, разумеется, наксалиты пойти не могли.

Последовала очередная волна насилия. Одним из самых кровопролитных выступлений маоистов стало нападение на полицейский отряд в апреле 2010 года. Тогда около тысячи боевиков убили 73 полицейских, оставив в живых менее десятка членов отряда. 17 мая произошел еще один громкий теракт — маоисты взорвали автобус в штате Чхаттисгарх. Погибли около сорока человек, в основном военные, возвращавшиеся после операции против маоистов в часть. И вот новый теракт не заставил себя долго ждать.

Читайте так же:
Устройство водоснабжения на даче

Диверсия на железной дороге, судя по всему, была тщательно спланирована и направлена на вполне конкретный поезд (что, кстати, вызывает невольные ассоциации с российским «Невским экспрессом»). Состав, инспектирующий состояние рельсов, проехал по месту крушения поезда за пару часов до инцидента и не заметил никаких отклонений от нормы. Вслед за контрольным составом проследовали еще пять поездов, последний из них — менее чем за полчаса до крушения.

Почему именно террористы выбрали рейс Калькутта — Мумбаи для своей диверсии, пока неясно. Не исключено, что в поезде ехали чиновники или военные — в таком случае теракт вписывается в маоистскую идеологию борьбы против властей. С другой стороны, повстанцы, возможно, решили сменить тактику и просто привлечь внимание большим количеством жертв среди простых граждан.

В полночь 28 мая в Западной Бенгалии начинался объявленный маоистами «бандх» — своеобразная акция гражданского неповиновения, участники которой полностью перестают работать, выходить из дома и вести какую-либо активность. Местные власти ожидали, что четырехдневный «бандх», который уже окрестили «черной неделей», обернется не только забастовками, но и терактами, однако все произошло слишком быстро и неожиданно.

Учебник для террористов

Кому незнакомо это чувство, когда хочется взорвать все к чертям собачьим. Скажем, дачное бунгало с любимой тещей. Или тот навороченный «Лексус», что в очередной раз перегородил выезд со двора. К счастью, нормальный гражданин пофантазирует немного — и забудет. Хотя бы потому, что нет у него, простого русского человека, должных террористических навыков. Но вот товарищ Попенко решил восполнить этот досадный пробел. На книжных развалах у площади «трех вокзалов» в Москве продается его удивительная книжка под названием «Рельсовая война». Отпечатана она на Ржевском полиграфкомбинате по заказу самого же Попенко. На первый взгляд издание безобидное и даже патриотическое. В нем рассказывается о том, как советские партизаны пускали под откос фашистские поезда. Описаны некоторые крупные партизанские операции на железных дорогах в тылу противника. Но. Дальше автор подробно, со схемами и картинками, учит читателей основам минно-подрывного дела. Глава «Самостоятельное получение диверсантами взрывчатых веществ». Цитирую (опуская «скока точно в граммах»): «Сначала бертолетову соль нужно измельчить в мелкий порошок, потом. добавляется. керосин». Взрывчатка готова. В зависимости от требуемой мощности взрыва ее, по совету автора, можно залить в консервную банку, заклепанный обрезок трубы, молочный бидон или пустой газовый баллон. Кстати, последний предпочтительнее, ведь, если заложить его под поезд, он наверняка уйдет под откос, даже если будет ехать очень медленно! Не менее подробно описан процесс вытапливания взрывчатки из боеприпасов, которых, кстати, в наших лесах с той войны еще достаточно. Только идиот не сможет смастерить из будильника часовую мину по схеме, приведенной здесь же. Когда взрывчатка готова, можно идти на дело. С помощью книжки дел этих можно наворотить немерено. Чтобы пустить под откос поезд, автор деловито советует устраивать взрыв не на прямом, а на закругленном участке пути. Тогда из состава обязательно получится гармошка! Едем, извините за выражение, дальше. «Стрелки подрывают двумя большими шашками, расположенными между перьями и рельсами обеих ниток. металлические вагоны портятся взрывом одной шашки. » И т. д. Если же ты решил навести шороху не один, а с друзьями, как, скажем, Эдуард Лимонов, то полезно ознакомиться с разделом «Налет на железнодорожную станцию». Там уже все так хорошо расписано по ролям, что ничего и придумывать не надо. Для сотрудников МПС, которым задерживают зарплату, будет интересно познакомиться с главой «Саботаж и диверсии со стороны железнодорожников». Книга написана простым, доступным языком, любой скинхед, нацбол, боевик или просто душевнобольной подрывник ее осилит, тем более ключевые моменты хорошо проиллюстрированы. А чтобы никто из вышеперечисленных, не дай Бог, не покалечился, в конце приведены «Меры предосторожности при подрывании железнодорожных путей». В общем, капсюль-детонатор вам в. господа народные мстители! Олег РАШИДОВ. КСТАТИ Ведают ли во Ржеве, что печатают? Злополучная книга была отпечатана в Ржевской типографии (Тверская обл.). — Заказ поступил, по-моему, из Москвы, — сообщила «Комсомолке» замдиректора Ржевской типографии, отказавшаяся назвать свою фамилию. — У нас никто в это «пособие» не вчитывался. Но картинки мы посмотрели. Как выяснилось, картинки, в подробностях описывающие технологию терактов, никого в типографии не удивили. Мало ли что печатают сейчас. На вопрос: почему «полигоном» для выпуска отнюдь не традиционного издания был выбран Ржев, известный своими кровопролитными боями во время Великой Отечественной, замдиректора типографии ответила просто: «У нас дешевле». Валерий АСТАФЬЕВ. («КП» — Тверь»). ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Кое-что они все же отслеживают. Как обычно и бывает, новостей две — плохая и хорошая. Хорошо, что в прокуратуре отслеживают «взрывоопасные» деструктивные книжки. Плохо, что, пока они этим занимаются, рельсы, дома и прочие объекты, пожалуй, будут взрываться. Прояснилась беда прокуратуры — отсутствие законодательной базы. Руки у них, бедняжек, связаны, поэтому они могут за всеми безобразиями наблюдать только глазками. Впрочем, и с глазками что-то не то. Существуют законы против разжигания национальной розни, а на лотках лежит всяческая «Майн кампф», и недавно в телевизоре продемонстрировали показательную акцию по изъятию этого шедевра в здании ЦДЛ, а сколько таких по всей стране?! Есть законы против экстремизма, а они с книжкой про рельсовую войну ничего поделать не могут?! Зато у нас хватает правоохранительных сил, времени и пунктов закона, чтобы всерьез заниматься разными «голубыми салами», потому, наверное, что дурные фантазии про любовные отношения Сталина с Хрущевым страшнее для государства, чем конкретные инструкции по изготовлению взрывчатки и пусканию поездов под откос. Ольга БАКУШИНСКАЯ. А КУДА СМОТРИТ ГЕНПРОКУРАТУРА? «У нас такие книги некому отслеживать» — К сожалению, никакой цензуры подобные публикации не проходят. В том числе и с нашей стороны — нет в Генпрокуратуре такой службы. А надо бы, — считает начальник управления криминалистики Генпрокуратуры РФ Юрий Леканов. — И закон о недопустимости обнародования информации (а тем более инструкций) об изготовлении и применении взрывчатых веществ тоже нужен. Мы эту книгу не видели. Но, судя по всему, это настоящая настольная книга террориста, хотел того автор или нет. Потому наше руководство и дало указание Центру общественных связей Генпрокуратуры отслеживать, анализировать подобную информацию, чтобы потом обратиться в парламент с законодательной инициативой.

Читайте так же:
Изготовление деревянных откосов для окон

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию