Don-stroitel.ru

Все о ремонте
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планировка откосов насыпи автогрейдером

Планировка откосов насыпи автогрейдером

Технология земляных работ грейдерами — часть 1

Возведение насыпи и отделка откосов грейдерами. Возведение насыпи заключается в вырезании и перемещении грунта из резервов или продольных проходах машины. Резервы разрабатывают попеременно с обеих

сторон насыпи, и грунт перемещают к ее оси, начиная от внутренней бровки (рис. 162). Грунт приходится перемещать как в самом резерве, так и на насыпи.

Рис. 162, Разработка резерва:
а — зарезание и перемещение грунта, б — укладка грунта; 1. 9

Рис. 163. Схема укладки грунта в насыпи:
а — вприжим, б — вполуприжим, в — вразбежку, г — слоем с заданным поперечным уклоном; 1. 6 — проходы автогрейдера

В насыпях грунт укладывают определенным образом в зависимости от их высоты (рис. 163). При отсыпке насыпей высотой 0,6. 0,7 м перемещаемые валики грунта укладывают вприжим. Каждый последующий валик плотно прижимают к ранее уложенному. Получается один широкий и плотный вал грунта, который выше каждого отдельного на 10. 15 см и вдвое больше по объему. Если высота насыпи составляет 0,4. 0,5 м, то ее укладывают вполуприжим. Последующие валики

частично прижимают к ранее уложенному так, что расстояние между гребнями составляет 20. 40 см.

Насыпи высотой до 0,25 м укладывают вразбежку с таким расчетом, чтобы валы соприкасались только основаниями. При высоте насыпи не более 0,15 м грунт целесообразно укладывать не валами, а слоем, отсыпая грунт от бровки к оси дороги с учетом поперечного уклона.

Насыпь возводят послойно, постепенно наращивая ее высоту. Если при этом не требуется уплотнения каждого слоя, а предусматриваются естественная осадка и уплотнение отсыпанного грунта, то валики в насыпи укладывают вприжим. Под последующее капитальное покрытие грунт в насыпи укладывают и уплотняют послойно.

Нижний слой грунта можно укладывать двумя способами. В одном случае валики укладывают вразбежку с последующим разравниванием их отвалом, в результате получается насыпь высотой 20. 30 см. Во втором случае валики укладывают наращиванием насыпи от края к оси. Первый валик перемещают к краю насыпи и частично разравнивают; второй валик перемещают через первый, третий — через первый и второй с частичным разравниванием каждого валика.

После отсыпки и разравнивания слоя его уплотняют. Второй слой валиков укладывают вполуприжим от оси насыпи к обочине, а для более плотной отсыпки краев несколько последних валиков укладывают вприжим. Закончив разравнивание и уплотнение этого слоя грунта, общую высоту насыпи поднимают до 0,6. 0,7 м. Завершают возведение насыпи из боковых резервов разравниванием отсыпаемого грунта в насыпи.

Поверхность земляного полотна разравнивают продольными круговыми проходами вдоль насыпи, начиная от краев к середине. Отвал грейдера устанавливают с углом захвата 60. 90° и углом резания до 50°. Угол наклона отвала выдерживают в соответствии с заданным профилем полотна дороги. След предыдущих проходов отвала перекрывают не менее чем на 0,3 м.

Сооружение насыпи заканчивают отделкой откосов. Планировка и отделка внешнего откоса резерва и выемок глубиной 1. 1,5 м при откосах 25. 70 град обеспечиваются основным отвалом, вынесенным за пределы рамы грейдера.

Кюветы устраивают при сооружении дороги в выемках, на нулевых отметках и при небольших насыпях высотой до 0,5 м. При песчаном грунте и высоте насыпи более 0,5 м кюветы не делают. Кюветы, сооружаемые грейдерами, бывают треугольные и трапецеидальные.

Глубину кювета задают в зависимости от ширины земляного полотна и характера грунта. При ширине полотна более 11м глубина кюветов в пределах 0,5. 1,2 м, при ширине до 11 м — 0,4. 0,9 м, причем нижний предел принимают для супесчаных грунтов, верхний -для суглинистых. Грейдерами вырезают кюветы глубиной до 0,5. . 0,7 м. Откосы боковых канав назначают 1:1,5, но при выполнении их

грейдерами внутренний откос допускается 1:2 и 1:3. Ширину дна трапецеидальных кюветов делают в пределах 0,4. 0,5 м.

Основную разработку кюветов выполняют отвалом грейдера, а зачистку откосов и выравнивание дна — откосником, закрепленным на отвале.

Профилирование грунтовых дорог грейдерами

Эта операция представляет собой устройство поперечного профиля земляного полотна в виде невысоких насыпей из боковых канав или резервов. Грунт из выре-заемого кювета перемещают к оси дороги и используют при возведении повышенной проезжей части полотна. Длину прохода или захватки выбирают максимально возможной из расчета профилирования полотна грейдером за'одну-две смены и обычно она составляет 0,5. 1 км. На рис. 164 показаны схемы проходов при профилировании грунтовой дороги с трапецеидальными канавами.

Читайте так же:
Устройство кровли из сэндвич панелей технология

Для упрощения показана только половина профиля сооружаемого земляного полотна дороги. Практически же профилирование заключается в последовательных круговых проходах грейдера с обеих сторон полотна. На схеме пунктирной линией изображен требуемый профиль дорожного полотна. При первом проходе зарезание начинают от внешней бровки канавы с большим заглублением отвала. Вырезанный грунт отваливают на внутреннюю бровку. При втором проходе вырезанный валик грунта перемещают отвалом по полотну насыпи. Таким образом, постепенным зарезанием и перемещением грунта по насыпи сооружают заданный профиль полотна. Зарезание заканчивается при проходе 12, и последний грунт перемещается к оси дороги двумя проходами (14 и 15), а затем разравнивается проходом 16. Заключительный этап профилирования включает в себя отделку канавы с помощью откосника, установленного на отвале (проход 17), и чистовое разравнивание грунта по полотну дороги (проходы 18 и 19). Для выполнения последней операции отвал грейдера оборудуют удлинителем.

При профилировании грунтовой дороги эффективно использовать два грейдера. Один из них только зарезает грунт, а второй, оборудованный удлинителем отвала, перемещает вырезанный грунт. Такой прием работы грейдеров позволяет сокращать время простоев, связанное с перестановкой отвала и дополнительного оборудования в рабочее положение.

Рис. 164. Схемы проходов (1. 19) автогрейдера при профилировании дорожного полотна

Планировка откосов земляного полотна автогрейдерами оборудованными универсальным откосником

Карта предназначена для организации труда машинистов автогрейдеров ДЗ-99 (Д-710Б); ДЗ-31-1 (Д557-1); ДЗ-14 (Д-395А); ДЗ-99, ДЗ-98 с универсальным планировщиком откосов земляного полотна.

Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба дорожного хозяйства
(Росавтодор)

Центр
организации труда и экономических
методов управления
(Центроргтруд)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Планировка откосов земляного полотна
автогрейдерами,
оборудованными универсальным откосником

Издание второе, переработанное и дополненное

Москва, 2002 г.

Сборник карт трудовых процессов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. Выпуск 7. М.: Центроргтруд, 2002.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Планировка откосов земляного полотна автогрейдерами, оборудованными универсальным откосником

Разработана ГП
Центроргтруд
Росавтодора

1. Область и эффективность применения карты

1.1 . Карта предназначена для организации труда машинистов автогрейдеров ДЗ-99 (Д-710Б); ДЗ-31-1 (Д557-1); ДЗ-14 (Д-395А); ДЗ-99, ДЗ-98 с универсальным планировщиком откосов земляного полотна. Длина захватки принята равной 250 м. Длина планируемого откоса 6,5 м, грунт II группы.

1.2 . Методы и приемы труда, рекомендуемые в карте, обеспечивают следующие показатели производительности труда при планировке откосов земляного полотна автогрейдерами с универсальным планировщиком откосов:

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на 1000 м 2

Примечание : В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы — 5 % и отдых — 10 %.

1.3 . Использование универсального планировщика откосов на автогрейдерах позволяет совместить в одну операцию планировку откоса и обочины дороги, что значительно сокращает время и повышает качество выполняемых работ. Преимуществом универсального планировщика является возможность изменения угла планировки по вертикали и горизонтали. Не выходя из машины и не останавливая движения автогрейдера, машинист может менять угол планировки откоса насыпи, регулировать глубину зарезания, наблюдать за крутизной откосов, поднимать откосник. Кроме того, предложенная конструкция рабочего органа позволяет вести планировку откосов при движении автогрейдера, как по насыпи, так и вдоль подошвы.

2. Подготовка и условия выполнения процесса

2.1 . До начала работ по планировке откосов должна быть спланирована основная площадка земляного полотна, а также произведена разбивка верхней и нижней границы откосов (бровок).

2.2 . Все работы должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 , СНиП 12-03-2001 , Правил и инструкций по охране труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.2 . Машины, оборудование, инструменты, приспособления,

Читайте так же:
Трещина между откосом пластиковое окно

Универсальный планировщик откосов (рис. 1), изготовленный по чертежам рационализатора в мастерских

Техническая характеристика откосника:

габаритные размеры (в мм) — Н = 400, L = 1400, масса — 100 кг, материал замка, сектора и штанги — Ст3, d = 25 мм.

Откосник 8 вращается при помощи поворотного сектора 3 в виде равностороннего треугольника, к одной вершине которого присоединен гидроцилиндр 1, укрепленный на задней стороне отвала 9. К другой вершине треугольника присоединена штанга 4, шарнирно соединенная с откосником 8. Такая конструкция позволяет передать усилие гидроцилиндра 1 на поворотный сектор 3 и через штангу 4 — на откосник. 8. Для снятия боковых нагрузок с шарнирных соединений откосник 8 через тросовую оттяжку 7 соединен с рамой автогрейдера. Конструкция имеет отверстия и пальцы 2, ось откосника и поворотного сектора 5, замок-петлю 6.

3.3 . Спецодежда и спецобувь.

1 . Комбинезон хлопчатобумажный 1

2 . Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара

Рис. 1 . Схема крепления универсального планировщика откосов к отвалу автогрейдера

4. Технология и организация процесса

4.1 . Планировку откосов следует начинать с верхней части. Поставив автогрейдер на обочине земляного полотна, машинист устанавливает универсальный планировщик по проектной крутизне откоса и, двигаясь вдоль него на первой передаче (4,2 км/ч), последовательно осуществляет планировку откосов и одновременно обочины земляного полотна.

4.2 . В конце рабочего прохода машинист автогрейдера поднимает откосник, съезжает с полотна, разворачивает автогрейдер, устанавливает откосник в положение для планировки откоса с нижней стоянки и, двигаясь вдоль основания откоса на первой передаче (4,2 км/ч), последовательно планирует его. Ориентиром служит верхняя спланированная часть откоса.

4.3 . Если длина планируемого откоса менее 1,4 м или невозможен проезд автогрейдера вдоль нижнего основания откоса, машинист разворачивает автогрейдер, не съезжая с земляного полотна, и планирует верхнюю часть откоса с противоположной стороны земляного полотна.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (ТТК) комплексно-механизированного технологического процесса устройства земляного полотна автомобильных дорог разработана для применения при проектировании организации и производства работ в зимних условиях в грунтах II м группы при высоте насыпи до 3,0 м.

1.2. ТТК рассчитана на разработку супесчаных грунтов c включением до 10 % глинистых частиц. Район строительства расположен в пятой температурной зоне. Глубина промерзания грунта с применением мероприятий по предохранению его от промерзания во второй трети зимы составляет 0,3 м. Грунтовые воды расположены ниже отм. минус 5,0 м. Производство работ предусмотрено в три смены.

1.3. В составе ТТК приведены четыре варианта комплексно-механизированного технологического процесса разработки, транспортировки грунта и возведения насыпи дорожного полотна до проектной отметки.

Для каждого варианта разработан комплекс строительно-дорожных машин, отличающийся марками ведущих машин. Дополнительные машины приняты общими для всех вариантов.

1.4. Привязка ТТК к конкретным объектам и условиям производства работ заключается в уточнении объемов работ, калькуляций затрат труда, машинного времени и заработной платы, графиков производства работ и технико-экономических показателей на измеритель конечной продукции.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. До начала производства работ по устройству земляного полотна необходимо выполнить ряд подготовительных работ. До наступления постоянных отрицательных температур выполняются работы по геодезической разбивке и закреплению карьера (резервов) и трассы автодороги, срезке растительного слоя грунта, рыхлению грунта на глубину до 0,3 м и боронованию.

Подготовительные работы, производящиеся непосредственно в карьере или боковых резервах и на трассе автодороги выполняются, в зимний период и состоят из расчистки снега, разбивки элементов карьера и трассы, устройства землевозных дорог.

2.2. Комплексно-механизированный технологический процесс предусматривает предварительное рыхление грунта тракторными рыхлителями. Для разработки и транспортирования грунта на различные расстояния в зависимости от расположения строительных карьеров и резервов используются скреперы. Как вариант рассмотрена разработка грунта в карьере экскаватором с транспортированием автомобилями-самосвалами.

2.3. На участке производства работ организуется склад ГСМ, склад инвентаря, вагончик производителя работ, помещение для отдыха рабочих, принятия пищи и обогрева. Участок должен быть обеспечен медицинской аптечкой, питьевой и хозяйственной водой. В темное время суток участки производства работ должны освещаться прожекторами, установленными на инвентарные передвижные мачты или вышки.

2.4. Схемы производства работ по разработке грунта, транспортированию и укладке в насыпь полотна автодороги приведены на листах 3, 4, 5.

2.5. Растительный грунт снимают со всей площади, отведенной под карьер и трассу автодороги в летний период. Лишний грунт, не используемый для укрепления откосов, употребляют для повышения продуктивности сельскохозяйственных полей. Границы в плане, толщина снимаемого слоя, места и дальность транспортировки плодородного грунта определяются проектом.

Читайте так же:
Тегола кровля технология монтажа

2.6. К мероприятиям по предохранению грунта от промерзания относятся работы по рыхлению грунта на глубину до 0,35 м тракторным рыхлителем и разравнивание разрыхленного грунта тракторной бороной.

Перечисленные работы необходимо выполнить до наступления заморозков, но после окончания осеннего дождливого периода.

В зимний период должно быть выполнено снегозадержание путем наталкивания снега бульдозерами на утепляемую площадь и устройства снегозадерживающих валов.

2.7. Разработку грунта в строительном карьере или боковом резерве необходимо начинать с расчистки площадей от снега на величину захватки, определяемой в зависимости от температуры наружного воздуха, но не более 50 м, после чего приступают к рыхлению грунта тракторным рыхлителем на глубину до 0,35 м за один проход. Разрыхленный грунт бульдозером перемещается в отвал. Затем рыхлят следующий слой. Скрепер наполняет ковш на прямолинейном участке карьера или резерва и транспортирует грунт в насыпь дорожного полотна, где выгружает его слоем до 0,5 м.

Для увеличения производительности скрепера рекомендуется включать в комплекс по разработке грунта бульдозер-толкач.

2.8. Разрыхлять грунт в зимнее время необходимо перед каждым нарезанием грунта не раньше чем за время, указанное в табл. 1.

Планировка откосов насыпи автогрейдером

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ГРЕЙДЕРАМИ И АВТОГРЕЙДЕРАМИ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) разработана на производство работ грейдерами и автогрейдерами.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Автогрейдеры и грейдер-элеваторы

Автогрейдеры — самоходные дорожные машины, рабочим оборудованием которых является подвижный отвал (рис.1). Кроме основного оборудования — отвала — на автогрейдер устанавливают сменные рабочие органы: небольшой бульдозерный отвал, кирковщик для предварительного рыхления плотных и тяжелых грунтов, снегоочиститель, дорожную фрезу и др. Автогрейдер имеет гидравлическую систему управления основным отвалом, которая обеспечивает его поворот в плане на 360° и наклон вместе с тяговой рамой в пределах до 90°.

1, 2, 3 — гидродвигатели управления кирковщиком, наклоном и поворотом отвала; 4 — базовый тягач; 5 — распределитель; 6 — насос; 7 — поворотная колонка

Такая конструкция машины обеспечивает ее назначение и область применения: профилирование и отделка дорожного земляного полотна, устройство щебеночного, гравийного и песчаного дорожного покрытия, возведение невысоких (до 0,6 м) насыпей из боковых резервов, планировочные работы, очистка от снега и др. Основное назначение автогрейдера — профилирование дорожного земляного полотна. Чем больше сопротивление и тяжелее условия работы, тем мощнее должен быть автогрейдер. В зависимости от мощности двигателя и массы машины выпускают легкие (до 100 кВт; 9 т), средние (100. 150 кВт; 10. 15 т) и тяжелые (свыше 160 кВт; свыше 15 т) автогрейдеры. Легкие автогрейдеры используют для содержания автодорог, средние — в автодорожном строительстве в грунтах средней плотности, а тяжелые — при больших объемах земляных работ в плотных грунтах и устройстве дорожных покрытий.

Конструкция большинства автогрейдеров унифицирована, она включает основную раму, тяговую раму, поворотный круг с отвалом, двигатель, трансмиссию, ходовое оборудование и систему управления. Тяговое усилие, маневренность и устойчивость автогрейдера характеризуются схемой ходовой части. В зависимости от производственно-технологических требований и условий работы применяют (и для этой цели выпускаются промышленностью) автогрейдеры с различным количеством колес и ведущих осей, а также системой управления осями и наклоном колес. Колесная схема автогрейдера обозначается формулой , в которой — число осей с управляемыми колесами, — число ведущих осей, — общее число осей. Наибольшее распространение получили автогрейдеры, колесная схема которых 1х2х3.

Способы повышения производительности автогрейдеров состоят в увеличении рабочей скорости движения машины, сокращении времени на подготовительные операции, сокращении потерь рабочего времени и уменьшении числа проходов по одному месту за счет автоматического управления грейдерным отвалом системами "Профиль".

Грейдер-элеватор — землеройно-транспортная машина непрерывного действия, разрабатывающая грунт дисковым или плоским ножом и подающая его в отвал или транспортные средства ленточным конвейером (рис.2). Для разработки грунта нож опускают на грунт, при движении машины он разрабатывает и отваливает грунт на работающий ленточный конвейер. Последний поднимает грунт на высоту до 4 м, перемещает в поперечном направлении (в отвал или в транспортные средства) на расстояние около 10 м. Наличие конвейера дает возможность возводить невысокие до 1,5 м насыпи из боковых резервов, устраивать неглубокие до 1,5 м траншеи.

Читайте так же:
Автономное водоснабжение что это такое

Благодаря заложенному в конструкцию машины принципу непрерывной послойной разработки грунта грейдер-элеватор имеет высокую техническую производительность — более 600 м/ч. Однако для ее реализации необходим ряд жестких эксплуатационных условий: ровный рельеф местности; отсутствие крупных (свыше 150 мм) каменных включений, которые могут повредить дисковые ножи, наличие достаточного фронта работ 200 м и более. Эти ограничения значительно сужают область эффективного применения грейдер-элеваторов. Их доля производства в общем объеме земляных работ не превышает 1%.

1 — рама; 2 — гидродвигатели управления транспортером; 3 — транспортер; 4 — пневмоколесный ход; 5 — фреза

Способы повышения производительности грейдер-элеватора заключаются в совершенствовании технологии его применения и тщательном обследовании грунтовой обстановки в месте закладки резерва с целью обнаружения каменных включений и растительности, которые могут привести к остановке машины или ее повреждению. Производительность машины повышается, если насыпь отсыпать из двустороннего резерва, так как при этом устраняются затраты рабочего времени на порожний ход.

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРЕЙДЕРОВ И АВТОГРЕЙДЕРОВ

Грейдеры и автогрейдеры предназначены для профилирования грунтовых дорог с устройством боковых канав, для возведения дорожных насыпей, дамб, валов из боковых резервов, планировки земляного полотна, откосов, устройства дорожного полотна и террас на крутых склонах, а также корыта в готовом полотне для сооружения оснований дорог.

Средние и тяжелые грейдеры и автогрейдеры применяют также для смешивания грунтовых и гравийно-щебеночных материалов с вяжущими добавками на полотне дороги; при устройстве и очистке оросительных каналов и для ремонта и содержания дорог.

На рис.3 приведены пример устройства насыпи шириной 7 м двумя грейдерами, из которых грейдер 1 (более мощный) зарезает грунт от внутренней бровки резерва, а грейдер 2 перемещает его и разрабатывает. Грейдеры перемещаются последовательно один за другим, выполняя работу круговыми проходами. Число проходов зависит от высоты насыпи и глубины резервов.

Рис.3. Схема одновременной работы двух грейдеров:

1, 2 — грейдеры

На рис.4 дана схема планировки дна резерва грейдером. Такая схема пригодна и для других случаев планировочных работ.

Рис.4. Схема планировки дна резерва грейдером:

1-20 — номера проходов

При планировке дна резервов грейдер совершает круговые проходы вдоль земляного полотна по правому и левому резервам. Число проходов зависит от ширины резерва. По одному месту необходимо осуществлять не менее двух проходов.

Грейдеры-элеваторы предназначены для послойного вырезания и перемещения грунта в отвал на расстояние до 15 м или в транспортное средство при возведении дорожных насыпей и дамб с использованием грунта из боковых резервов, разработке выемок, отрывке каналов и котлованов, а также при вскрышных работах в карьерах.

Грейдер-элеватор представляет собой землеройную машину непрерывного действия для послойного резания, с транспортирующим устройством в виде ленточного конвейера или метателя.

Грейдеры (рис.5) предназначены для планировочных и профилировочных работ при строительстве дорог, аэродромов и других линейных и площадных объектов. По трудности разработки грейдерами грунты подразделяют на I, II и III группы. Грейдеры применимы в грунтах с отметкой выше уровня грунтовых вод и неработоспособны на заболоченных землях.

Рис.5. Конструкция и схемы работы грейдера:

а — вид сбоку; б — резание грунта; в, д — планирование дорожного полотна откоса выемки; г — поворот отвала; 1 — рама; 2 — поворотный круг; 3 — тяговая рама; 4 — ось тяговой рамы; 5 — ось поворотного круга; 6 — отвал

Эффективность работы грейдеров обеспечивается при рабочих ходах протяженностью более 0,5 км.

Грейдер-элеваторы (рис.6) применяются при копании грунта I. III групп в равнинных местностях и отсыпке его в линейно-протяженные земляные сооружения из боковых резервов. Они подразделяются на полуприцепные (к трактору) или навесные (на автогрейдеры).

Рис.6. Схемы работы и агрегирования грейдер-элеваторов:

а, б — сооружение дорожной насыпи и канала; в, г — полуприцепной и навесной грейдер-элеваторы; 1 — транспортер; 2 — плуг

Грейдеры используют при планировке территории, откосов земляных сооружений, зачистке дна котлованов и отрывке канав глубиной до 0,7 м, при возведении протяженных насыпей высотой до 1 м и нижнего слоя более высоких насыпей из резервов. Автогрейдерами профилируют дорожное полотно, проезды и дороги.

Читайте так же:
Чтобы откос не чернели

При возведении насыпи из разрабатываемого резерва (рис.7) наклонный нож сдвигает срезанный грунт в сторону насыпи. При следующей проходке грейдера этот грунт перемещается еще дальше в том же направлении. Поэтому целесообразно работать одновременно двумя грейдерами, из которых один срезает, а другой перемещает срезанный грунт. Наиболее эффективно использовать автогрейдеры при длине проходки 400. 500 м. Плотные грунты до разработки грейдером следует разрыхлять тракторным рыхлителем или плугом. Помимо разработки грунта и его перемещения на небольшие расстояния грейдером можно разравнивать и начисто планировать грунт. При выполнении различных операций углы наклонов ножа грейдера изменяются в следующих пределах: угол захвата 30. 70°, угол резания 35. 60°, наклона -2. 10°.

1. Область и эффективность применения карты

1.1 . Карта предназначена для организации труда машинистов автогрейдеров ДЗ-99 (Д-710Б); ДЗ-31-1 (Д557-1); ДЗ-14 (Д-395А); ДЗ-99, ДЗ-98 с универсальным планировщиком откосов земляного полотна. Длина захватки принята равной 250 м. Длина планируемого откоса 6,5 м, грунт II группы.

1.2 . Методы и приемы труда, рекомендуемые в карте, обеспечивают следующие показатели производительности труда при планировке откосов земляного полотна автогрейдерами с универсальным планировщиком откосов:

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на 1000 м 2

Примечание : В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы — 5 % и отдых — 10 %.

1.3 . Использование универсального планировщика откосов на автогрейдерах позволяет совместить в одну операцию планировку откоса и обочины дороги, что значительно сокращает время и повышает качество выполняемых работ. Преимуществом универсального планировщика является возможность изменения угла планировки по вертикали и горизонтали. Не выходя из машины и не останавливая движения автогрейдера, машинист может менять угол планировки откоса насыпи, регулировать глубину зарезания, наблюдать за крутизной откосов, поднимать откосник. Кроме того, предложенная конструкция рабочего органа позволяет вести планировку откосов при движении автогрейдера, как по насыпи, так и вдоль подошвы.

2. Подготовка и условия выполнения процесса

2.1 . До начала работ по планировке откосов должна быть спланирована основная площадка земляного полотна, а также произведена разбивка верхней и нижней границы откосов (бровок).

2.2 . Все работы должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 , СНиП 12-03-2001 , Правил и инструкций по охране труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.2 . Машины, оборудование, инструменты, приспособления,

Универсальный планировщик откосов (рис. 1), изготовленный по чертежам рационализатора в мастерских

Техническая характеристика откосника:

габаритные размеры (в мм) — Н = 400, L = 1400, масса — 100 кг, материал замка, сектора и штанги — Ст3, d = 25 мм.

Откосник 8 вращается при помощи поворотного сектора 3 в виде равностороннего треугольника, к одной вершине которого присоединен гидроцилиндр 1, укрепленный на задней стороне отвала 9. К другой вершине треугольника присоединена штанга 4, шарнирно соединенная с откосником 8. Такая конструкция позволяет передать усилие гидроцилиндра 1 на поворотный сектор 3 и через штангу 4 — на откосник. 8. Для снятия боковых нагрузок с шарнирных соединений откосник 8 через тросовую оттяжку 7 соединен с рамой автогрейдера. Конструкция имеет отверстия и пальцы 2, ось откосника и поворотного сектора 5, замок-петлю 6.

3.3 . Спецодежда и спецобувь.

1 . Комбинезон хлопчатобумажный 1

2 . Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара

Рис. 1 . Схема крепления универсального планировщика откосов к отвалу автогрейдера

4. Технология и организация процесса

4.1 . Планировку откосов следует начинать с верхней части. Поставив автогрейдер на обочине земляного полотна, машинист устанавливает универсальный планировщик по проектной крутизне откоса и, двигаясь вдоль него на первой передаче (4,2 км/ч), последовательно осуществляет планировку откосов и одновременно обочины земляного полотна.

4.2 . В конце рабочего прохода машинист автогрейдера поднимает откосник, съезжает с полотна, разворачивает автогрейдер, устанавливает откосник в положение для планировки откоса с нижней стоянки и, двигаясь вдоль основания откоса на первой передаче (4,2 км/ч), последовательно планирует его. Ориентиром служит верхняя спланированная часть откоса.

4.3 . Если длина планируемого откоса менее 1,4 м или невозможен проезд автогрейдера вдоль нижнего основания откоса, машинист разворачивает автогрейдер, не съезжая с земляного полотна, и планирует верхнюю часть откоса с противоположной стороны земляного полотна.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию