Don-stroitel.ru

Все о ремонте
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Охранная зона скважины питьевого водоснабжения

Аналитика Публикации

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

посадка высокоствольных деревьев;

все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

прокладка трубопроводов различного назначения;

размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

применение ядохимикатов и удобрений;

спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

Читайте так же:
Пароизоляция каркасного дома технология

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

проектную документацию с ее обоснованием;

заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

Читайте так же:
Технология нанесения порошковой краски на металл

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

Зоны санитарной охраны скважин: запреты и особенности охраны артезианской питьевой воды

Зоны санитарной охраны скважин: запреты и особенности охраны артезианской питьевой воды

Чистая артезианская вода — дар природы, которым нужно дорожить. Ведь ее подземные источники могут оказаться непригодными и опасными для питья из-за различных видов загрязнения. Государство придает большое значение защите водных ресурсов. При обустройстве скважины необходимо соблюдать строгие санитарные требования.

ЗСО скважины

Определение нормативов для питьевого источника

Зоны санитарной охраны объектов водоснабжения — пространства, позволяющие защищать водоносные горизонты и прилегающие к ним грунты от загрязняющих факторов, а также способствующие полной сохранности технических сооружений. Варианты параметров таких поясов безопасности подробно изложены в СанПиН 2.14.1110-02.

После того как артезианская скважина пробурена, нужно сделать анализы качества воды.

Проверяются следующие параметры:

  1. Органолептические и физические свойства питьевой воды: вкус, цвет, степень прозрачности, наличие различных включений.
  2. Химический состав, наличие неорганических и органических соединений, их концентрация.
  3. Радиометрический контроль, отсутствие опасных изотопов.
  4. Микробиологический состав, наличие болезнетворных бактерий, вирусов, простейших организмов.

Заключение выдает территориальное подразделение Госсанэпиднадзора. Если во всех протоколах исследований, проведенных аттестованной лабораторией, нет отклонений от санитарных норм, вода признается пригодной для питья и приготовления пищи. Если же выявляются небольшие несоответствия предъявляемым требованиям, эксплуатация скважины допускается только в качестве источника воды для технических нужд.

Нормативы питьевого источника

Гидрологические условия для санитарной зоны

За основу проекта СЗЗ (санитарно-защитной зоны) источника водоснабжения берется гидрогеологическое заключение, выданное для участка, на котором размещается скважина. Если эта документация подготавливается одновременно с бурильно-строительными работами, ее стоимость существенно снижается. В то же время предусматриваются и важные меры по санитарной охране самой территории с гидротехническим сооружением. Все действия должны быть увязаны с проектом водоснабжения участка.

Параметры СЗЗ специалисты определяют с учетом:

  • глубины залегания подземного источника;
  • метода водозабора;
  • дебита скважины (объем воды, добываемой за 1 час).

Если пластов почвы недостаточно для надежной защиты водоносного горизонта, требуется устранить факторы возможного загрязнения подземного источника. Здесь нельзя осуществлять какую бы то ни было хозяйственную деятельность, поскольку она может привести к промышленному, химическому или бактериальному заражению питьевой воды.

При планировании СЗЗ необходимо учитывать:

  • наличие в водоносном горизонте потенциальных загрязнений, специфику их типов, изменение свойств;
  • время сохранения биологическими или химическими агентами качеств, вредных для здоровья;
  • скорость движения агентов загрязнения в водной среде.

Чтобы обеспечить безопасность подземного источника, требуется охранная зона водозаборной скважины, состоящая из 3 прилегающих к скважине территорий.

Первая — строгорежимная зона

Этот пояс обустраивается, чтобы не допустить загрязнения гидросооружения. Располагается санитарная зона скважины питьевой воды в непосредственной близости от точек водозабора и распределительных систем водопроводов. Она обязательно должна быть ограждена и иметь предупредительный знак, оповещающий об охране пояса.

При определении размеров первой зоны принимаются во внимание степень надежности защиты подземного источника и тип грунта.

Ограждение первого пояса ЗСО

  • водоносный слой представляет собой надежную преграду для загрязнений и санитарно-техническое состояние скважины отличное, радиус пояса может составлять 15 м (по согласованию с Госсанэпиднадзором);
  • гидросооружение расположено в центре зоны и имеет прочную защиту, — 30 м;
  • скважина находится ниже незащищенного водоносного горизонта, — 50 м.
Читайте так же:
Чем убрать сырость с откосов

В пределах этой СЗЗ строгого режима категорически запрещено:

  • размещать объекты, не предназначенные для водоснабжения;
  • осуществлять любые строительно-восстановительные работы;
  • укладывать трубы, не предназначенные для функционирования гидросооружения;
  • спускать стоки;
  • использовать бытовые химикаты, пестициды, удобрения;
  • допускать нахождение домашних животных;
  • купаться;
  • использовать воду для мытья и стирки;
  • устраивать рыбную ловлю;
  • сажать деревья (разрешаются низкорослые кустарники).

Вторая — ограничительная зонаЗСО скважины

Этот пояс предназначен для защиты сооружения от возможного бактериального инфицирования. Проект зоны разрабатывается с учетом рельефа территории и наличия открытых водоемов.

Она должна иметь следующие размеры, если местность:

  • с ручьями, реками, прудами, озерами, водохранилищами, — до 3000 м;
  • с высотными перепадами (склонами, оврагами), — 950-1000 м;
  • холмистая или горная, — 700 м, при наличии крутых склонов — более 700 м;
  • равнинная, — до 500 м.

В ограничительной зоне нельзя допускать наличия:

  • полигонов для складирования бытового мусора, промышленных отходов, площадок для ассенизации нечистот;
  • кладбищ, скотомогильников;
  • канализационных узлов;
  • животноводческих ферм, навозохранилищ, пастбищ или стойбищ для домашнего скота;
  • оросительных систем, силосных ям, траншей и башен;
  • химических объектов, складов удобрений и пестицидов;
  • пляжей, мест для купания.

На территории второй зоны необходимо демонтировать дефектные или устаревшие гидросооружения. Здесь запрещается закачивать отработанную воду, оборудовать новые скважины. Бурильные работы можно проводить только на водных горизонтах крупного песка.

Второй пояс санитарной зоны

Третья — ограничительная зона

Этот пояс необходим, чтобы не допустить химического заражения гидросооружения и водоносного горизонта. Радиус третьей санитарной зоны определяется с учетом степени проницаемости грунтов и расчетного времени, необходимого для попадания опасных агентов в область водозабора.

Минимальный рубеж СЗЗ — 250 м от скважины при отсутствии обратного течения. При расчете боковых границ имеет значение рельеф территории: в горной местности они могут составлять 750-1000 м, а на равнинах — 500 м.

Границы санитарных поясов определяются бессрочно при условии, что утвержденный режим эксплуатации гидросооружения со временем не подвергнется изменениям. Требуется новое заключение Госсанэпиднадзора, если:

  • увеличивается дебит скважины;
  • изменяется схема использования водоприемников;
  • ухудшается качество добываемой воды;
  • владение источником артезианской воды переходит к другому лицу;
  • пересматриваются границы земельного участка;
  • тампонируется устаревшее гидросооружение, колодец;
  • разрабатывается новая скважина.

В третьей СЗЗ запрещено размещать:

  • опасные производства и склады химической продукции, ГСМ;
  • шламохранилища;
  • накопители промышленных стоков.

Артезианские скважины и их охранные зоны требуют постоянного внимания, ухода. Нельзя нарушать требования, которые предъявляются к эксплуатации источников питьевой воды. Согласно законодательству, несоблюдение норм СанПиН чревато крупными штрафами.

Санитарная зона скважины

Знак границы санитарной зоны

Питьевая вода, как ценный природный ресурс, охраняется государством. Для всех источников водоснабжения устанавливаются охранные санитарные зоны, границы которых регламентированы СанПиН 2.14.1110-02.
Из этой статьи вы узнаете о том, как определяется зона санитарной охраны артезианской скважины.

Пояса санитарной зоны

Как гласит инструкция СанПиН, вокруг артезианской скважины устанавливается три охранных пояса, задача которых – предотвратить заражение воды всеми видами загрязнений.

I пояс

Это пояс строгого режима, непосредственно прилегающий к водозаборной скважине и территории расположения водохозяйственного оборудования. Его задача – защита гидротехнического сооружения от умышленного или случайного повреждения и загрязнения.
Радиус первого пояса в зависимости от вида грунта и степени природной защищенности водоносного горизонта принимается равным 50 или 30 метрам от скважины.

Как правило, эта территория огораживается или обозначается охранными знаками

Как правило, эта территория огораживается или обозначается охранными знаками

Обратите внимание. Первая охранная зона скважины питьевой воды может быть сокращена до 15 метров в радиусе по согласованию с Роспотребнадзором, если сооружение эксплуатируется на участке с надежно защищенным горизонтом и содержится в хорошем санитарно-техническом состоянии.

II пояс

Второй пояс зоны санитарной охраны скважин охватывает территорию с ограничениями по бактериальной опасности.
Здесь не должно быть никаких, даже потенциальных источников бактериологического загрязнения, к которым относятся такие объекты, как:

  • Скотомогильники;
  • Кладбища;
  • Силосные ямы;
  • Птицеводческие и животноводческие фермы;
  • Канализационные сооружения и дворовые туалеты;
  • Навозохранилища;
  • Свалки;
  • Склады химикатов и удобрений;
  • Поля фильтрации и ассенизации.

III пояс

Целью установления этой зоны является охрана водозаборной скважины от химических загрязнений, способных проникнуть сквозь грунт в подземные воды.
В этом поясе запрещается размещать объекты, являющиеся источником химической опасности:

  • Вредные химические производства;
  • Накопители промышленных стоков;
  • Склады минеральных удобрений, ядохимикатов и горюче-смазочных материалов;
  • Шламохранилища и т.д.

Для справки. Расчет протяженности последних двух зон в каждом конкретном случае ведется индивидуально в зависимости от уровня проницаемости грунтов и других местных параметров.

Три пояса охранной зоны

Три пояса охранной зоны

Проект зоны санитарной охраны

Проект зоны санитарной охраны (ЗСО) разрабатывается специализированными гидрогеологическими организациями на основании гидрогеологического заключения по участку, на котором размещены гидротехнические сооружения. Как правило, проект составляется как часть проекта на бурение скважин, но может являться и самостоятельным документом, если сооружение уже существует.

Совет. Цена проекта ЗСО будет значительно ниже, если он будет создаваться параллельно со строительством скважины, которому предшествуют различные изыскания.

Для определения границ санитарной зоны проводятся полевые и камеральные исследования

Для определения границ санитарной зоны проводятся полевые и камеральные исследования

Читайте так же:
Алексей земсков утепленные откосы

Если вы являетесь владельцем водозабора, используемого только для личных нужд, санитарная зона артезианской скважины рассчитывается по упрощенной методике. Если же добыча воды идет в промышленных масштабах и поставляется множеству потребителей, проект должен учитывать малейшие нюансы, способные повлиять на её качество.
Но это – задача исполнителя, а со стороны заказчика требуется только обеспечить беспрепятственный доступ на территорию водозабора и предоставить следующие документы (для юридических лиц):

  • Данные руководителя предприятия и лица, ответственного за недропользование;
  • Реквизиты предприятия: ИНН, ОГРН и т.д.;
  • Документы на право пользования участком, на котором расположено предприятие и водозаборные скважины;
  • Кадастровый план;
  • Генеральный план предприятия со схемой размещения объектов;
  • Ситуационный план;
  • Краткая характеристика деятельности предприятия;
  • Подробная схема водоснабжения предприятия с указанием водохозяйственного оборудования, водоснабжения абонентов, распределения воды по назначению;
  • Расчет водоотведения и водопотребления, согласованный в территориальном органе бассейнового водного управления;
  • Договор с подрядной организацией на прием и утилизацию сточных вод или справка о наличии собственной системы очистных сооружений, в которой должны быть указаны их координаты и метод утилизации.

Соответствие проекта ЗСО государственным нормативам подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением (на фото)

Соответствие проекта ЗСО государственным нормативам подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением (на фото)

Если водозаборная скважина уже существует, а зона санитарной охраны для неё не определена или устарела, придется своими руками восстановить некоторые документы, а также собрать новые, чтобы получить санитарно-эпидемиологическое заключение на эксплуатацию водозабора.
Это:

  • Технический паспорт скважины с актом бурения;
  • Результаты лабораторных анализов воды из скважины за все время её эксплуатации начиная с года бурения. Последние исследования должны обладать давностью не более 3 месяцев.

Обратите внимание. Анализ должен выполняться аттестованной лабораторией. Результаты оформляются в виде протоколов лабораторных испытаний по общим, органолептическим, органическим, микробиологическим и радиологическим показателям.

  • Схема водоподготовки (если она имеется) и принцип её работы с протоколами анализов воды до и после очистки;
  • Результаты геофизических исследований, если возраст скважины составляет более 25 лет;
  • Заверенная копия лицензии на право пользования недрами;
  • Копии других имеющихся документов – заключений санитарно-эпидемиологических, гидрогеологических, экспертных и других служб.

Хочется ещё раз повторить: все подобные документы оформляются и получаются намного легче и быстрее, если делать это своевременно, параллельно с изысканиями и работами по устройству скважины.

Заключение

Границы санитарных зон устанавливаются бессрочно, но только при условии, что режим эксплуатации скважины не будет меняться. В том случае, если у водозабора поменялся владелец, изменились границы участка, количество потребляемой воды, схема водоснабжения или ухудшилось качество воды, об этом следует поставить в известность органы Роспотребнадзора и получить новое заключение.
Оно потребуется и в случае тампонажа существующей скважины или бурения новых. Дополнительную информацию по данной теме вы получите, если посмотрите видео в этой статье.

Охранная зона скважины питьевого водоснабжения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 марта 2002 года N 10

(с изменениями на 25 сентября 2014 года)

В документе учтено:

— Примечание изготовителя базы данных.

Ввести в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, с 1 июня 2002 года.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 апреля 2002 года,
регистрационный N 3399

УТВЕРЖДЕНО
Главным государственным санитарным
врачом Российской Федерации
26 февраля 2002 года

Дата введения — с 1 июня 2002 года

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.1.4.1110-02

(с изменениями на 25 сентября 2014 года)

I. Общие положения

1.2. Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

Читайте так же:
Устройство оклеечной гидроизоляции технология

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

1.7. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

1.8. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать, как для поверхностного источника водоснабжения.

На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

1.9. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.

При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

1.10. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. Объем материалов определен в приложении 1.

Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

1.12.1. Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) — при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные — при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

1.12.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:

а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе — при поверхностном источнике водоснабжения — 1:50000 — 1:100000, при подземном — 1:10000 — 1:25000;

б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора — при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 — 1:1000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 — 1:25000 — при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 — 1:50000 — при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п.1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

1.15. Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО — органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО — владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

1.16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

1.17. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию